Пейзажисты России

Юрий Матте
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Юрий Матте

Юрий Матте
Мне кажется, я фотографирую очень банальные вещи, просто в них содержится некая скрытая красота; видимо, её я и пытаюсь передать и донести до зрителей.

Представьтесь, пожалуйста. Скажите пару слов о себе.

Родился и вырос в Минске. Окончил университет, пошёл на работу. В начале 2000-х годов подписал контракт с японской фирмой и уехал жить в Токио. Недавно вернулся, живу и работаю в Минске. На данный момент больше времени стала занимать семья, на фотографию его почти не остается.

 © Юрий Матте
← Линия раздела, Оку-Никко, Япония
→ Три часа над Фудзи-сан, Япония

Как давно вы занимаетесь фотографией? Что привело вас к этому?

Не так давно, роясь в фотоархиве у родителей, обнаружил один из своих первых снимков (возможно даже самый первый) — вполне удачный, хотя и с довольно спорной композицией. Тогда мне было лет 6—7 и с тех пор я вполне уверенно обращаюсь с фотоаппаратом. Очень сильно повлиял на это отец, он всегда хорошо снимал, сам проявлял плёнки и печатал, дома были альбомы и книги по фотографии. На протяжении жизни увлечение фотографией то пропадало, то возникало опять — вроде всё как у всех, но в моём случае наследственность определенно сыграла очень важную роль, в двух словах — это, прежде всего, «mauvais sang» (дурная кровь).

Кто больше всего повлиял на ваше творчество?

В разные периоды это были разные фотографы и, даже, отдельные фотографии. На одной половине полки стоят альбомы Ансела Адамса, Майкла Кенны, Хироси Сугимото, великолепные японские пейзажи, снятые на полный формат; с другой стороны уклон в городской пейзаж и документалистику — там уже Юджин Смит, Анри Картье-Брессон, Йозеф Куделка, Дайдо Морияма. Пожалуй, больше всего на меня повлияли оригинальные отпечатки этих и других мастеров, виденные на выставках; их воздействие сложно сравнить с даже качественно отпечатанными фотоальбомами, не говоря уже об интернете. В общем, законченный отпечаток — это и есть фотография в моём понимании.

Похоже, что ваш любимый формат — чёрно-белый 6×6 см. Почему именно он?

Я пробовал разные форматы и до, и после, но пока это 6×6. Когда я первый раз заглянул в шахту своей первой среднеформатной камеры ЯшикаМат, то испытал совершенно новые ощущения — это было то самое отношение с пространством, которое было мне необходимо. С тех пор на призменный видоискатель я так и не перешёл и формат все тот же — 6×6.

 © Юрий Матте
← Погружённые деревья, Оку-Никко, Япония
→ Белый водопад, провинция Канагава, Япония

Какие настроения вы хотите передать своими фотографиями?

Не знаю, что могу сказать о настроении. Мне кажется, я фотографирую очень банальные вещи, просто в них содержится некая скрытая красота; видимо, её я и пытаюсь передать и донести до зрителей.

Расскажите немного о вашем проекте The Book of Trees. Как он появился? Почему именно японские деревья?

Это некий итог и посвящение Японии, японской культуре и красоте природы этой удивительной страны. С другой стороны — это проба пера, попытка уместить фотографии разных лет в одной книге.

 © Юрий Матте
← Два дерева, Озеро Кавагути, Япония
→ Японский клён, Оку-Никко, Япония

Как повлияло то, что вы жили в Японии, на вашу творческую карьеру?

Влияние огромное. В двух словах этого не опишешь. Чувствуется, что в японской культуре природная красота обрела форму закона. По этому закону и выстраиваются многочисленные сады камней и, даже, целые архитектурные комплексы по всей стране. Всё это, безусловно, оказывает огромное визуальное воздействие. И в плане фотографии японская столица — это рай, большое количество выставок, самые дешёвые магазины фототехники, огромная самобытная фотографическая культура.

Показываете фотографии сразу или даёте им отлежаться некоторое время?

У разных фотографий разная судьба. Но, пожалуй, в наш стремительный век можно сказать, что все они уже отлежались. Некоторые всего пару недель, а некоторые — пару лет, некоторые ещё отлеживаются.

 © Юрий Матте
← Сезон дождей, Никко, Япония
→ Одинокое дерево, парк Хаконе, Япония

Чем вы снимаете? Используете ли какие-то необычные приспособления при съёмке? Может быть, что-то самодельное.

В большинстве случаев — Хассельблад 503CX + Планар 80/2.8T*, штатив, тросик ручного спуска. Есть ещё красный фильтр, нейтральный и полярик, который давно не доставался из чехла.

Скажите несколько слов о том, как вы обрабатываете фотографии. Какими пользуетесь программами, как построен процесс?

Тут всё просто. Обычно обработка минимальна: сканированный рав-файл открывается в Фотошопе. Если это негатив, то следует инверсия, затем кривыми правится контраст и яркость; для большинства случаев это все операции. Иногда, применяю затемнение по краям кадра, реже локальное осветление-затемнение. Сам процесс обработки меня не сильно увлекает. Периодически печатаю фотографии вручную, классическим способом — и тоже использую минимум средств обработки.

 © Юрий Матте
← Обрамлённое дерево, Минами Альпс, Япония
→ Японские сосны, парк Хаконе, Япония

Ваши самые любимые и не любимые моменты в фотосъёмке?

Любимое — ассоциативно: утро, роса, облака, пешком, дорога, дождливо, ветрено, одиночество, сумерки, ночь. Нелюбимое — до сих пор не удаются солнечные фотографии, особенно по схеме «как снять шедевр мыльницей», когда солнце находится сзади, объект прекрасно освещен и т. д.

Что такое фотография в вашей жизни? Чем занимаетесь помимо фотографии?

Это, прежде всего, увлечение. Я бы сказал, что это ещё и большое удовольствие. Бывает, что плохое самочувствие, плохое настроение, болит голова — а вышел на воздух, взял камеру в руки — кругом снег, дождь, холод, но вот пульс уже ровный, дыхание в норме, т. е. на самом деле фотография это важно и серьезно для меня. Помимо фотографии есть ещё страсть к путешествиям. В данном случае эти два увлечения сильно связаны и дополняют друг друга.

 © Юрий Матте
← Пирс, Оку-Никко, Япония
→ Непогода, Оку-Никко, Япония

Фотография для вас хобби или работа? Или, может быть, и то, и другое?

Это хобби. Совершенно личная территория. Современная организация рабочего процесса, как правило, представляет некую систему коллективной безответственности. А каждый кадр — это решение персональное и ответственное, и я не вижу смысла что-то менять в таком раскладе.

Расскажите о своих ближайших планах. Может быть, хотите заняться каким-то интересным проектом? Или освоить какой-то новый фотопроцесс?

«Хочешь насмешить господа — расскажи ему о своих планах». Я никогда не снимал сериями или проектами, для меня, прежде всего, важен отдельный снимок. При этом есть темы, которые я снимал, снимаю и буду снимать — это пейзаж, город, архитектура. В серии и проекты это всё как-то складывается уже потом, если есть удачные фотографии.

 © Юрий Матте
← Спокойные воды, Оку-Никко, Япония
→ Берег озера, Оку-Никко, Япония

Дайте, пожалуйста, один Очень Важный Совет нашим читателям.

Знаете, бывают моменты, когда все идет наперекосяк — добрался не вовремя или погода переменилась, камера барахлит или усталость страшная, ещё что-нибудь не так — это вот для таких случаев. Дайте фотографии шанс состояться — нажмите на кнопку.

Огромное вам спасибо, что приняли участие в нашем проекте!

Спасибо вам и удачных фотографий.

Место жительства: Минск, Белоруссия.
Интервью: Артём Сапегин.
Опубликовано: 16 марта 2010 г.
50 голосов