Пейзажисты России

Владимир Иванов
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Владимир Иванов

Владимир Иванов
Многие кадры сняты на пределе возможностей камеры и оптики, когда даже глаз с трудом различает движущуюся в темноте птицу. Большинство самых любимых кадров сделаны именно тогда, когда большинство нормальных фотографов уже убрали свои камеры в кофры.

Представьтесь, пожалуйста. Скажите пару слов о себе.

Владимир. Родился и вырос я в небольшой деревеньке в Тверской области. Через некоторое время после окончания Тверского государственного университета появилась возможность поехать работать в США. На данный момент работаю системным аналитиком в одной большой компании в штате Мэриленд. Люблю фотографировать и путешествовать, а ещё водить машину, играть в волейбол и всех своих любимых женщин:)

Bosque del Apache / Белоголовый орлан. © Владимир Иванов
← Bosque del Apache NWR, New Mexico
→ Белоголовый орлан (Haliaeetus leucocephalus / Bald Eagle). Bosque del Apache NWR, New Mexico

Как давно вы занимаетесь фотографией? Что привело вас к этому?

Как таковая, фотография пришла в мою жизнь в далёком 1983, в школьные годы, когда отец подарил мне на день рождения мою первую камеру — Смена-8М. Будучи 11-летним парнишкой, фотографировал я много, в основном своих домашних и друзей. Ни о какой художественности и мысли не было, но родственники всегда были очень рады новым фотографиям:) Очень любил сидеть в тёмной комнате и колдовать над кюветами, наблюдая как из ничего возникает очередная фотография. Потом школьная пора неожиданно перешла в студенческую, и фотография временно отошла на второй план. После переезда в Америку увлечение фотографией, можно сказать, возродилось, правда на ином уровне. Именно в Штатах был куплен первый цифровой фотоаппарат. Поначалу снимал всё то же самое что и в былые школьные годы, всё то, что окружало вокруг. Более-менее серьёзно съёмкой природы занимаюсь только последние 3—4 года.

Вы живёте в Америке и много путешествуете по её национальным паркам. Как повлиял переезд на вашу творческую карьеру?

К сожалению, путешествую я не так много, как хотелось бы. Кое-где удалось побывать, но Америка страна большая, и красивых мест множество, не говоря уж об остальных уголках планеты. Так что, надеюсь, всё ещё впереди.

О творческой карьере говорить как-то несерьёзно. Для меня фотография просто хобби, но то что переезд сильно повлиял на моё занятие фотографией, было бы глупо отрицать. После переезда появилось больше возможностей для путешествий. Да и купить нужную фототехнику стало гораздо проще. Не думаю, что я бы занялся съёмками дикой природы, продолжая жить в провинциальном городке в России…

Главный сюжет ваших фотографий — птицы. Почему именно они?

Так сложилось, что с покупкой первого телевика основными объектами съёмок стали именно птицы. Наверное из-за своей доступности. Воробьи и утки водятся практически везде, чтобы их найти далеко ходить не надо. Птиц, в отличии от диких зверей, найти много легче. Звери много осторожнее и требуют гораздо больше времени и сил на съёмку. Наверное поэтому птицы стали первыми фотомоделями.

Американский чёрный водорез / Чернозобик. © Владимир Иванов
← Американский чёрный водорез (Black Skimmer / Rynchops niger). Fort DeSoto, Florida
→ Чернозобик (Calidris alpina / Dunlin). Florida

У вас много необычных, «не-документальных» фотографий. Когда и как вы поняли, что фотоанималистика — это гораздо больше, чем иллюстрация в учебник по биологии?

Мне не очень нравиться фотография в стиле «иллюстрация для учебника по биологии». Я не имею ввиду что там они плохие, отнюдь нет. Просто для учебника, или справочника-определителя важнее показать уникальные особенности птицы-животного, его отличия от других особей. Такие фотографии интересны в процессе обучения. Любой фотоохотник, как и настоящий охотник, должен знать как выглядит то на что он охотится и как себя ведёт на природе. Для меня мерилом фотографии природы является захочу ли я ещё посмотреть на неё, или даже повесить на стену. Если ответ да, то фотография удалась. На мой взгляд, съёмка дикой природы мало чем отличается от съёмки людей. Здесь так же есть художественная фотография и «фотография на паспорт». Основное отличие, это используемая фототехника и то, что фотографирумые модели обычно более молчаливы и менее предсказуемы.

Вы часто снимаете на длинных выдержках перед рассветом и после заката. Это эксперименты или уже сложившаяся особенность вашего стиля?

Наверное, сначала это были эксперименты, а потом понравилось. Первый раз это было в заповеднике Bosque del Apache в штате Нью Мексика, когда я тренировал свою съёмку в проводку на взлетающих в утренних сумерках журавлях. Наверное впервые представилась возможность спокойно это сделать, не боясь что вот эта единственная птица сейчас возьмёт и улетит, и если я её не сфотографирую, то второго шанса не будет. Журавлей было много, и влетали они через определённые промежутки времени, по несколько штук. Напоминало это действо стендовую стрельбу по мишеням-тарелочкам. Взлёт, серия кадров, минута передышки, и всё сначала… Было отщёлкано множество кадров, с разными выдержками, линзами. Даже не помню, показывал ли я с той сессии что-то или нет, но выводы для себя были сделаны. Сейчас же, фотографируя, я никогда не задумываюсь о том, следую я какому-то стилю или нет. Множество фотографов снимает птиц в проводку. Я просто делаю то, что мне нравится делать, и на что мне потом будет приятно смотреть самому. В сумерках снимать летящих птиц можно только на длинных выдержках или со вспышкой. Вспышку я использую иногда, но не очень люблю, и предпочитаю естественный свет. Поэтому длинные выдержки — это, по большей части, вынужденная мера. Многие такие кадры сняты на пределе возможностей камеры и оптики, когда даже глаз с трудом различает движущуюся в темноте птицу. Большинство самых любимых кадров сделаны именно тогда, когда большинство нормальных фотографов уже убрали свои камеры в кофры. Хотя порой, я использую длинные выдержки и в светлое время суток, насколько это возможно. Это позволяет показать движение, что так важно в статической фотографии. Это всего лишь один из приёмов съёмок, который я использую наряду со многими другими. Сказать что это стало моим стилем я не могу.

Канадский журавль / Bosque del Apache. © Владимир Иванов
← Канадский журавль (Sandhill crane / Grus canadensis). Bosque del Apache NWR, New Mexico
→ Bosque del Apache NWR, New Mexico

Кто больше всего повлиял на ваше творчество?

Трудно сказать однозначно. Я очень люблю смотреть фотоальбомы на тему фотоанималистики и природы сидя в каком-нибудь книжном магазине. Выписываю и читаю журналы, хожу на выставки, посещаю сайты этой направленности в интернете. Меня всегда привлекали красивые фотографии природы, и животных в частности. Сейчас, в интернете, при желании можно найти фотографии любого фотографа. Вокруг огромное число замечательных фотографов, как известных так и нет. Так что всегда есть чему поучиться. Если называть имена, то отдельно хочу упомянуть Артура Морриса (Arthur Morris) с его «Art of Bird Photography», и Стива Блума (Steve Bloom), чьи работы просто восхищают. Думаю, что ощутимую толику влияния они оказали.

Чем вы снимаете? Используете ли какие-то необычные приспособления при съёмке? Может быть, что-то самодельное.

На данный момент я снимаю на Кэнон. Я не считаю что другие хуже, просто так вышло, что первой зеркальной камерой у меня был именно Кэнон и с тех пор я успел «обрасти» парком техники и линз именно под эту марку. На данный момент у меня две активно используемых камеры — Canon 1D Mark III для фотоохоты и Canon 5D Mark II для всего остального. Список линз варьируется от рыбьего глаза до телевика на 500 мм, в основном это объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Самодельными приспособлениями не пользуюсь, всё что нужно для фотоохоты тут можно купить — сам я так всё равно сделать не смогу. Из необычных для не фотоохотников приспособлениях стоит упомянуть про ground pod для съёмки с низкой позиции и bean bag, используемый при съёмке из машины. Ну а основным приспособлением навсегда останется надёжный карбоновый штатив.

Канадский журавль / Египетская цапля . © Владимир Иванов
← Канадский журавль (Sandhill crane / Grus canadensis). Bosque del Apache NWR, New Mexico
→ Египетская цапля (Cattle egret / Bubulcus ibis). Florida

Скажите несколько слов о том, как вы обрабатываете фотографии. Какими пользуетесь программами, как построен процесс?

Кто хочет получить максимум от снятого, снимают в формате RAW. Иначе, спрашивается, зачем все эти дорогостоящие линзы и камеры? А это значит, что обрабатывать фотографии приходится всегда, как бы того не хотелось. В большинстве случаев, если кадр удался, то обработка минимальна, и достаточно небольшой коррекции чтобы «проявить» снимок. Иногда же приходится повозиться, и кадр не всегда даётся с первого раза.

Что обычно делаю первым делом, так это копирую все отснятые кадры с карточки на жёсткий диск, с переименованием файлов в уже устоявшийся у меня формат, содержащий дату-время съёмки и имя камеры. Это позволяет иметь уникальные имена для всех фалов, легко их находить и сортировать. Имя камеры важно если съёмка ведётся попеременно с нескольких камер, что я порой использую когда нет времени менять объективы. Переименовывать файлы умеют многие программы. Я издавна пользуюсь маленькой и лёгкой Downloader Pro от Breeze Systems. После этого, прежде чем удались фотографии с карточки, всегда делается копия на внешний носитель.

Большая часть работы над отснятыми кадрами делается в Adobe Lightroom. Все фотографии импортируются, там же происходит отсев, расставление рейтингов, прописывание ключевых слов и черновая обработка. Как уже упомянул, в большинстве случаев это минимальная обработка по корректировки экспозиции, контраста и баланса белого. После этого выбранные фотографии экспортируются в 16-битный TIFF в цветовом пространстве AdobeRGB на диск. Лайтрум умеет передавать обрабатываемый файл непосредственно в Adobe Photoshop, но мне удобнее конвертировать сразу серию фотографий, которые будут обработаны впоследствии, может быть, на следующий день, а может и через месяц.

Лайтрум не всегда даёт тот результат, который хотелось бы видеть, поэтому практически всегда осуществляется «доводка» в Adobe Photoshop. В нём сделать определённые операции мне как-то проще. Я всегда стараюсь показать фотографию такой, какой я её видел на момент съёмки. Не всегда мозг соглашается с тем что удалось запечатлеть камере. Порой я убираю лишнюю веточку, попавшую в кадр, или усиливаю цвета. Знаю, что найдётся немало поборников «чистой фотографии», которые упрекнут меня за это. Но это как религия, и спорить смысла не вижу. Для меня изначальная фотография это всего лишь часть конечной работы, пусть и большая. И я рад, если не надо убирать мусор с фотографии, закрашивать точки от пыли на матрице фотоаппарата, или убирать шум при съёмке в условиях с низкой освещённостью. Я далеко не специалист по обработке фотографий, и не очень люблю этим заниматься, если честно. Съёмка доставляет мне гораздо большее удовольствие, поэтому стараюсь снять кадр так, чтобы обрабатывать надо было как можно меньше.

Bosque del Apache. © Владимир Иванов
Bosque del Apache NWR, New Mexico

Ваши самые любимые и не любимые моменты в фотосъёмке?

Фотографировать должно быть интересно и процесс должен доставлять удовольствие. И совсем не важно что снимать. Для меня это может быть водопад в пасмурный день с накрапывающим дождиком, или стояние на рассвете на морозе в ожидании журавлей, или двухчасовое лежание в мокром песке при фотографировании крачек. Что не нравится… Не нравится когда вокруг много народа, в частности спины других фотографов. И ещё очень не нравится гнус. Если от людей можно скрыться в малоизвестном или удалённое месте, то последний может сделать невыносимой любую фотосъёмку независимо от используемой антикомариной химии.

Что такое фотография в вашей жизни? Чем занимаетесь помимо фотографии?

Отдых, в первую очередь. Это возможность убежать от действительности, побыть одному, послушать звуки леса и щебетание птиц, шум прибоя или почувствовать жар раскалённых стен каньонов Аризоны. Фотография для меня тесно связана со словами «природа» и «путешествие». Когда я фотографирую, я отдыхаю. И даже если после очередной съёмки нет никаких физических сил, это всё равно отдых. Кто-то любит горные лыжи, или другие экстремальные виды отдыха, чтобы встряхнуть организм от будней. Вот для меня это фотография и всё что с ней связано.

Работа, семья и дочка занимают большую часть моей жизни. Часто даже на фотографию остаётся не так много времени, как хотелось бы.

Канадский журавль / Белый гусь. © Владимир Иванов
← Канадский журавль (Sandhill crane / Grus canadensis). Bosque del Apache NWR, New Mexico
→ Белый гусь (Anser caerulescens / Snow Goose). Bosque del Apache NWR, New Mexico

Фотография для вас хобби или работа? Или, может быть, и то, и другое?

Фотография для меня всегда была хобби, в последние несколько лет чуть более дорогостоящим, но всё же хобби. Фотография приносит кое-какие деньги, но это не та фотография, которая мне нравится, и которой я хотел бы заниматься, поэтому стараюсь избегать этого. Разумеется, приятно, когда любимое увлечение приносит доход, достаточный для жизни. Но я рационалист. Фотографу, снимающему природу, выжить на одной фотографии очень и очень трудно. Поэтому не думаю что оно когда-нибудь станет работой. Может быть, так даже лучше, не успеваю устать от неё.

Расскажите о своих ближайших планах. Может быть, хотите заняться каким-то интересным проектом? Или освоить какой-то новый фотопроцесс?

Никаких конкретных планов пока нет. Желание куда-нибудь поехать, увидеть новые места, новых зверей и птиц есть всегда. Только это желание всегда ограничиваются размером отпуска, который совсем небольшой. Да и финансовые возможности не безграничны. Поэтому во всём приходится искать компромисс.

Американский кулик-сорока / Хохлатый крохаль. © Владимир Иванов
← Американский кулик-сорока (American Oystercatcher / Haematopus palliatus). Fort DeSoto Park, Florida
→ Хохлатый крохаль (Hooded merganser / Lophodytes cucullatus). Maryland

Дайте, пожалуйста, один Очень Важный Совет нашим читателям.

Соблюдайте дистанцию. Ни одна, даже самая-самая эсклюзивная, фотография не стоит брошенных в гнезде птенцов, потревоженной стаи птиц или загнанного в угол при попытке сфотографировать зверя.

Огромное вам спасибо, что приняли участие в нашем проекте!

Вам спасибо, что пригласили. Всё же не часто у меня интервью берут.

Владимир Иванов в интернете:
Место жительства: Rockville, Maryland, United States.
Интервью: Артём Сапегин.
Опубликовано: 1 марта 2010 г.
65 голосов