Пейзажисты России

Виталий Прокопенко
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Виталий Прокопенко

Виталий Прокопенко
Смотришь, как тучи плывут по небу. Как светлые и темные пятна по земле плывут. И ждёшь, когда же луч солнца подсветит именно эту скалу, именно этот холм, именно это дерево. Вот одно из пятен проплывает, кажется, сейчас осветит именно так, как хотелось. Но нет, мимо. Следующее. Опять мимо. Кажется, свет играет с тобой, не даёт себя поймать.

Представьтесь, пожалуйста. Скажите пару слов о себе.

Виталий Прокопенко. Родился и вырос в городе Кременчуг на Украине. После школы поступил в Московский Университет и последующие 8 лет жил в Москве. По окончанию аспирантуры, принял приглашение работать в США и вот уже 12 лет живу в окрестностях Сиэтла. Женат, подрастает сынишка.

Mesquite Flat Sand Dunes. White Sands National Park © Виталий Прокопенко
← Reaching for the Sky. Mesquite Flat Sand Dunes, Nevada, United States
↑ White Sands National Park, New Mexico, United States
→ Leading the Way. Mesquite Flat Sand Dunes, Nevada, United States

Как давно вы занимаетесь фотографией? Что привело вас к этому?

Смотря как считать. Фотография интересовала меня с детства на каком-то подсознательном уровне. В школе у меня был какой-то старый фотоаппарат. Полностью механический, ручные настройки — никакой автоматики. Сам проявлял пленку, делал отпечатки. До сих пор помню запах проявителя и закрепителя.

Помню свой эксперимент по увеличению снимка до очень больших размеров. Положил фотоувеличитель на бок в одном конце семиметрового коридора и спроецировал на противоположную стену коридора. Там я развесил листы фотобумаги A4. Самым сложным потом было держать в точности одинаковое время каждый лист в проявителе в закрепителе. И с этой задачей я не справился. Отдельные листы получились разной тональности. Всё же было удовольствие от экспериментирования.

Позже, в школе, мне родители подарили Зенит. В нём был встроенный экспонометр! Тогда я выучил мой первый урок в фотографии — не доверять технике. С тех пор, как я начал пользоваться экспонометром, у меня не было ни одного снимка с правильной выдержкой.

Всё же я бы не сказал, что я серьезно занимался художественной фотографией в школе. После поступления в университет фотографию совсем забросил. О том, чтобы устроить фотолабораторию в общежитии не могло быть и речи.

Переместившись через океан, я не сразу возобновил занятие фотографией. Вначале много путешествовал, купил простенькую цифровую камеру, для каких-то случайных кадров, не заслуживающих внимания.

Спустя несколько лет я заметил, что вся моя жизнь проходит в работе. Мне захотелось заняться, чем-то, что «оттащило» бы меня как можно дальше от работы. Перепробовал несколько увлечений, но ни на чем не остановился.

Жена увлеклась фотографией. Ей-то мы и купили первую DSLR. Я и подумал, не попробовать ли мне заняться пейзажной фотографией. Купил треногу, начал читать книги и изучать окрестности. И это оказалось мне по душе. Фотография стала неотъемлемой частью моей жизни, одной из граней моего «я».

Теперь увлечение фотографией настолько сильно, что я бы с радостью оставил работу и сфокусировался только на фотографии.

Olympic National Park. Kauai, Hawaii © Виталий Прокопенко
← Last Link. Olympic National Park, Washington, United States
→ Kauai, Hawaii

Кто больше всего повлиял на ваше творчество?

Я начал с книжек Джона Шо (John Shaw). Многие из моих фотографий вначале были попыткой повторить фотографии из его книг. Повторение — это хороший способ изучить технику и фотографию. Я проводил много времени, сравнивая его фотографии со своими подражаниями, пытаясь понять, почему у него они были гармоничными, затягивали внимание, «играли», а у меня были статичными и скучными.

Подражая Джону Шо, я все же чувствовал, что мне чего-то не хватает. Однажды, перебирая книги по фотографии, мое внимание захватила книга Фримэна Паттерсона «Фото-импрессионизм и субъективное изображение» (Freeman Patterson «Photo Impressionism and Subjective Imaging»). Это было именно то, что я искал. После этого я купил практически все его книги.

Его эстетика мне ближе всего. (Это в общем-то и не удивительно, если учесть, что в живописи мне больше всего нравится импрессионизм, а в музыке импровизация.) Не надо ограничиваться документированием события. Фотография должна отражать то, что вы видите и чувствуете, а не то, что видит камера. В конечном счете, камера не знает, что вы фотографируете, и уж точно ничего не чувствует.

Еще большое влияние на меня оказал Джей Мейзел (Jay Maisel). И скорее даже не его фотографии, а его индивидуальность, эксцентричность и раскрепощённость ума. Под его влиянием я не стал себя ограничивать только пейзажной фотографией, только цветной или только чёрно-белой фотографией. В фотографии, также как и в любом другом искусстве, не может быть ограничений — всегда интересно узнать, что за условным границами места, в которое мы себя помещаем.

Если же отойти от фотографов, то в данный момент читаю книгу Стивена Кинга «Как писать книги» (Stephen King «On Writing»), которая наверняка повлияет на мою фотографию. (Заголовок можно поменять на «Как фотографировать», поскольку то, о чём он пишет, в полной мере применимо и к фотографии.)

Ваши фотографии невероятно спокойны, глядя на них словно попадаешь в добрую сказку. Как вы добиваетесь такого эффекта?

Это интересное замечание. Я как-то об этом не задумывался. Но теперь, когда вы это заметили, мне кажется это непосредственно связано с моими ощущениями, когда я фотографирую. Для меня фотография сродни медитации. Когда я фотографирую на природе, у меня наступает состояние полного равновесия и баланса. Повседневная жизнь вдруг кажется чем-то очень-очень далёким.

Красота вокруг меня наполняет и переполняет меня изнутри. Цветы, сосны, океан, горы, небо, солнце были и будут здесь независимо от меня, независимо от людей. Они лишь предоставляют нам возможность насладиться их красотой. Вокруг спокойствие и тишина, только пение птиц, да тихое нашёптывание ветра. В этом есть какое-то непостижимое величие.

Asciano, Italy. Olympic National Park © Виталий Прокопенко
← Asciano Morning. Asciano, Italy
→ Fog over Port Angeles. Olympic National Park, Washington, United States

Какая погода вам нравится больше всего для съёмки пейзажа?

Любая погода, кроме абсолютно чистого солнечного неба или неба однотонного серого цвета, хороша для пейзажа.

Это отнюдь не значит, что я отложу камеру в таких условиях. Вместо пейзажа можно поснимать макро, поэкспериментировать, поснимать людей.

Вы очень много путешествуете. Расскажите немного об организации ваших поездок: как вы готовитесь, сколько времени занимает подготовка?

Все зависит от того куда еду. Если это недалеко на машине, то у меня всё лежит в машине большую часть времени. Могу без подготовки просто сорваться и поехать на выходные (точнее мог до рождения ребёнка, теперь надо заранее с женой договариваться).

Если же летим куда-то (вместе или я один) или едем далеко, то подготовка может занимать неделю или больше. Подготовка обязательно включает (практически всегда в порядке перечисленном ниже):

  • Изучение места. Что ожидать, какого рода фотографии можно сделать. Смотрю фотографии этих мест, сделанные другими фотографами. Читаю путеводители. Изучаю это место по спутниковым фотографиям и фотографиям с самолета на Bing Maps. В частности, если это на берегу океана, то какая береговая линия, интересные скалы около берега, где можно будет пройти к воде.
  • Решение, что брать с собой, если летим самолетом. (Если еду машиной, то просто беру всё.) Из-за ограничения на ручную кладь и в связи с тем, что в последнее время приходится также носить вещи для ребёнка (а также иногда и самого ребёнка), стараюсь брать по минимуму. Без сожаления иду на компромиссы. Например, вместо макро-объектива беру макро-фильтр и использую 100—400 как макро-объектив. Или не беру объективы для какого-то диапазона.
  • Расписание рассветов и закатов. Какие препятствия могут оказаться на пути солнца во время заката, рассвета. Например, солнце скроется за горами прежде, чем станет сочного закатного цвета. Расписание восходов и заходов луны. Если это на берегу, расписание приливов и отливов. Это особенно важно, поскольку какие-то места могут быть не проходимыми во время прилива.
  • Чистка сенсора на фотоаппарате. Чистка передней линзы на всех объективах и всех фильтров.
Toscana, Italy. Palouse © Виталий Прокопенко
← Toscana, Italy
→ Palouse, Washington, United States

Как происходит подготовка к съёмке? Рисуете кадр в голове заранее, а потом ждёте подходящего света; или сразу снимаете то, что видите?

Каждый раз по-разному. Иногда кадр появляется в голове ещё до того как его сделаю или увижу. И потом ищу место, где его можно сделать.

Иногда, дома после изучения места, напридумываешь себе кадров, приедешь туда, а там всё выглядит совсем не так, как ожидал. И наступает разочарование. Главное, не откладывать фотоаппарат. Я практически заставляю себя фотографировать; после пары дней находишь своё видение в новом месте. И всё же часто с первой поездки я не привожу хороших кадров, на них я потом учусь, какие снимки я могу сделать в этом месте.

Иногда находишь красивое место, но свет не тот. Достаю компас, замечаю, как солнце движется по небу, и где оно должно быть, чтобы свет был хорошим. И что самое главное, когда оно там будет. Иногда это означает, что надо подождать лета или зимы.

Иногда и место красивое и солнце где нужно. Только тучи его прикрывают. Смотришь, как тучи плывут по небу. Как светлые и темные пятна по земле плывут. И ждёшь, когда же луч солнца подсветит именно эту скалу, именно этот холм, именно это дерево. Вот одно из пятен проплывает, кажется, сейчас осветит именно так, как хотелось. Но нет, мимо. Следующее. Опять мимо. Кажется, свет играет с тобой, не даёт себя поймать. Так я могу час простоять, наблюдая за светом и тенью. Когда же, в конце концов, луч света попадет именно на эту скалу, именно на этот холм, именно на это дерево, наступает эйфория — вот оно, именно то, чего так ждал, так пытался поймать.

Иногда же всё выглядит очень уныло, небо затянуто тучами, всё вокруг серое и плоское. Кажется, не будет никакого шанса сфотографировать закат. И вдруг, когда уже начинает темнеть, луч уходящего солнца находит себе туннель в облаках, пробивается сквозь них и зажигает небо, красным светом необыкновенной красоты.

Как ваша семья относится к вашему увлечению фотографией и путешествиям?

Жена моя тоже увлекается фотографией — её привлекает портретная фотография.

Она же мой самый лучший критик. Как авторы своих фотографий, мы зачастую видим в них, то чего там нет, поскольку в нас ещё живет память о мире, который окружал фотографию, о том, что мы чувствовали, когда делали снимок. Фотография же может всего этого не отражать. Я часто прошу мою жену просмотреть фотографии, которые я выбрал. У нее отличный вкус и она честно высказывает, что думает. Иметь такого критика рядом просто незаменимо.

Мой трёхлетний сынишка пытается имитировать папу. Мы ему подарили настоящий фотоаппарат (в свои три года он отличает настоящие вещи от игрушечных и ему нужны только настоящие). Он фотографирует всё вокруг. Когда мы едем куда-то вместе и я фотографирую, я даю ему нажимать на спуск. Он с гордостью потом сообщает маме, что он сделал фотографии на папином фотоаппарате.

С рождением ребенка художественной фотографии в моей жизни стало гораздо меньше. Сейчас главное сына вырастить, чтобы хорошим человеком был. Может, когда подрастет, разделит моё увлечение и будет у меня напарник.

Olympic National Park © Виталий Прокопенко
← Olympic National Park, Washington, United States
→ Quiet Evening. Olympic National Park, Washington, United States

Чем вы снимаете? Используете ли какие-то необычные приспособления при съёмке? Может быть, что-то самодельное.

Я стараюсь избегать обсуждений техники. Canon или Nikon или что-то ещё — в общем-то не важно. Важен человек, в руках которого это находится. Единственный мой совет, если вы хотите попробовать фотографию: не тратьте слишком много на первую камеру и первый объектив. Первая камера вам будет нужна, чтобы понять, что вам нравится фотографировать и какая камера и объективы вам нужны.

Из необычных приспособлений использую шапочку для душа. Она из тонкого прозрачного полиэтилена с резиночкой по краям. Незаменимая вещь при фотографировании в дождливую погоду или около большого водопада — у меня всегда несколько штук в рюкзаке. Легко надевается на камеру и защищает её от дождя и водной пыли. Можно построить кадр и отрегулировать поляризующий фильтр, не снимая её. Для снимка приподнимаю только часть перед передней линзой объектива — щелчок и сразу надеваю обратно.

Ещё пользуюсь своей рукой как «козырьком», чтобы не было бликов. А также на длинной выдержке пейзажа со слишком большим динамическим диапазоном на время перекрываю часть кадра рукой, чтобы затемнить эту часть кадра (можно конечно использовать градиентный фильтр или HDR в фотошопе, но рукой зачастую гораздо проще). А ещё рукой можно прикрыть солнце, если оно оказывается в углу кадра. Попробуйте пальцем прикрыть его перед объективом. Вы избавитесь от белого высвеченного пятна в углу кадра и угол, также как и небо вокруг, получит красновато-оранжевый оттенок.

И, конечно, незаменимым спутником во многих моих походах является фонарик. Для фонарика у меня три основных применения: освещать мне дорогу обратно после фотографировании заката, или найти дорогу к месту, где буду фотографировать рассвет; помочь сфокусировать фотоаппарат в темноте (я отношу фонарик на приблизительно такое же расстояние как объект, который хочу, чтобы был в фокусе, возвращаюсь к фотоаппарату, фокусирую, потом иду, забираю фонарик); и последнее применение это подсветить объект съёмки в темноте.

И ещё у меня при себе всегда есть компас, чтобы сориентироваться, где будет закат, где рассвет.

Скажите несколько слов о том, как вы обрабатываете фотографии. Какими пользуетесь программами, как построен процесс?

Использую Adobe Photoshop. Сначала в Bridge просматриваю слайдшоу из фотографий, останавливаю на заинтересовавшей, открываю их в Photoshop, слегка обрабатываю (чтобы привести из к общему знаменателю) и записываю в отдельную директорию. После чего продолжаю дальше смотреть слайдшоу. Так у меня, например, из 500 кадров остается 10.

Потом ставлю звездочки отобранным фотографиям. 5 звёзд — одна из лучших фотографий, которые я сделал (не только в этой поездке, а в общем); 4 звезды— хорошая фотография; 3 звезды — качественная, добротная, но только и всего; 2 звезды — не очень; 1 звезда — можно удалить. (Забегая вперёд, показываю я только фотографии с 4 или 5 звездочками. Из первоначальных 500 таких может быть две или три.)

Потом начинаю возиться с теми, которые получили 5 или 4 звездочки (и некоторыми с тремя звездочками) по отдельности. На это может уйти несколько дней.

Следующий этап: отложить их и забыть о них на некоторое время — на месяц, на два, чтобы удалить себя от тех ранних впечатлений от поездки и фотографий. Всегда есть соблазн показать всё сразу, пока весь в восхищении от новых фотографий. Но каждый раз, когда я так делал, я позже сожалел об этом.

А вот почему я сожалею, если сразу показываю фотографии: через некоторое время возвращаюсь и просматриваю отобранные фотографии — многое смотрится совсем по-другому. Рейтинг многих фотографий меняется. Практически всё дорабатываю или обрабатываю заново. Вдруг понимаешь, что эта фотография будет лучше смотреться в чёрно-белом, а эта, наоборот, — в цвете. У этой насыщенность цвета слишком большая, а у этой — маленькая. А в какой-то акцент совсем не на том сделан и возвращаешься обратно к оригиналам и начинаешь искать, нет ли фотографии сделанной под другим углом.

Только после этого я, наконец, показываю фотографии друзьям, наблюдаю за их реакцией, выслушиваю комментарии. Я редко меняю обработку на этом этапе, чаще меняю рейтинг. Например, когда замечаю, что фотография не вызывает особых эмоций, её просто пропускают, хотя мне она показалась очень хорошей.

Следующий этап я начал делать только недавно. Из набора фотографий я пытаюсь выделить фотографии, в которые что-то объединяет. Это может быть место, где они сфотографированы, то, что сфотографировано, или стиль, в котором они сделаны. Когда достаточно фотографий отобрано, они образуют фолио. Я могу ещё по всем им пройтись, чтобы выровнять яркость, контрастность и насыщенность цветов. Добавляю названия, описания. И публикую на своем вебсайте.

Palouse. Multnomah. Columbia River Gorge © Виталий Прокопенко
← A Tree in a Wheat Field. Palouse, Washington, United States
→ Multnomah. Columbia River Gorge, Oregon, United States

Ваши самые любимые и не любимые моменты в фотосъёмке?

Любимый момент — всё получается, как хотелось или даже лучше. Или сюрприз. Не ожидал найти такую красоту, а природа преподносит сюрприз, и ты в восхищении достаешь камеру и начинаешь фотографировать.

Второй любимый момент — это после напряженного дня съемки, увидев много замечательного, вечером за ужином не торопясь обсудить увиденное с друзьями фотографами, поделится впечатлениями, заново всё пережить и почувствовать, что день прошел не зря.

Самый нелюбимый момент — когда кто-то подходит и начинает спрашивать о фотоаппарате, объективах или просто выражают восхищение техникой. Техника — это совсем не то, что меня интересует в фотографии. Это средство, инструмент, а не цель. Лучше спросите меня, что я вижу, почему мне понравился этот вид, как я строю кадр.

Второй нелюбимый момент — это когда меня спрашивают на месте съемки, получился ли хороший кадр. Не знаю, приду домой и узнаю. Маленький экранчик на фотоаппарате дает слишком общее представление о фотографии. Я не могу на основании этого сказать получилось ли то, что я хотел.

Что такое фотография в вашей жизни? Чем занимаетесь помимо фотографии?

Что такое фотография в моей жизни — сложный вопрос. Коротко — смысл и суть её, способ самовыражения.

Помимо фотографии у меня работа и семья. До рождения сына занимался сноубордом. После рождения сына чем-то пришлось пожертвовать. Осталась фотография.

Фотография для вас хобби или работа? Или, может быть, и то, и другое?

Фотография для меня хобби. Я подумывал, не сделать ли это работой. Но разговаривая с фотографами, которые сделали этой своей работой, отказался от этой мысли. Им приходится массу работы делать не связанной напрямую с фотографией: маркетинг, ведение бизнес-финансов и т. п. Я этим совершенно не хочу заниматься — с таким же удовольствием у меня может быть постоянная работа, не связанная с фотографией, а фотография будет хобби. В конечном итоге фотографирую я столько же.

В фотографии деньги можно делать только, если вы снимаете свадьбы, семейные портреты или рекламу.

Кстати, по этому поводу Брукс Дженсен довольно забавно в своей книге написал (Brooks Jensen «Letting Go of the Camera»). Хотя он-то как раз построил успешный бизнес из своего увлечения художественной фотографией.

Расскажите о своих ближайших планах. Может быть, хотите заняться каким-то интересным проектом? Или освоить какой-то новый фотопроцесс?

Ближайшие планы — вырастить сына. Хотя в этом я уже повторяюсь, но сын для меня сейчас действительно важнее.

Что же касается фотографии, то сейчас мне надо подготовиться к выставке в мае. Есть какие-то задумки сфотографировать определенные места в определенных погодных условиях. Но по большей части я очень спонтанный человек и спонтанный фотограф.

Дайте, пожалуйста, один Очень Важный Совет нашим читателям.

Смотрите на мир широко открытыми глазами. Как ребёнок. Вокруг масса возможностей для фотографии. Фотографируя закат, не забывайте смотреть, что у вас за спиной — там может быть гораздо красивее.

Olympic National Park. Palouse © Виталий Прокопенко
← Olympic National Park, Washington, United States
→ Golden Spikes. Palouse, Washington, United States

Огромное вам спасибо, что приняли участие в нашем проекте!

Спасибо за возможность поделится своими мыслями и за интересные вопросы.

Проект ваш мне очень понравился. С удовольствием прочитал все интервью уже опубликованные на сайте и пошел дальше смотреть вебсайты и блоги фотографов.

Место жительства: Беллвью, США.
Интервью: Артём Сапегин.
Опубликовано: 30 апреля 2010 г.
41 голос