Пейзажисты России

Павел Косенко
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Павел Косенко

Павел Косенко
Матюшин утверждает, что цвет сам по себе является выразительным средством, вне зависимости от формы. Я скорее согласен с этими наблюдениями, хотя для меня цвет связан с формой, а её отсутствие является лишь частным случаем её наличия. Ведь цвет формируется сюжетом, композицией, освещением, декорациями, светофильтрами, raw-конвертацией, обработкой и многими другими факторами, то есть является частью единого фотографического целого.

Представься, пожалуйста. Скажи пару слов о себе.

Ох, это, наверное, самый сложный вопрос. Обычно я ношу с собой две визитки — рабочую и личную, причём на всех встречах (и деловых, и личных), как правило, даю обе. Потому что на практике одно от другого отделить очень сложно. С одной стороны я фотограф и путешественник, с другой — один из основателей и директор по развитию компании «Фотопроект». Корни у обоих видов деятельности на самом деле одинаковые — увлечение фотографией. Просто так получилось, что со временем увлечение заставило участвовать в бизнес-проекте, и вместе с тем само по себе переросло в профессиональную деятельность.

Всё настолько смешалось, что мне самому трудно отделить работу от увлечения. Типичный пример — я еду в редакцию журнала сдавать авторский материал для публикации, после чего встречаюсь с менеджером по маркетингу и издателем для обсуждения совместного проекта между нашими компаниями, и на закуску иду пить кофе с главредом, обсуждая план совместного путешествия. В общем, я до сих пор не знаю как представляться.

Древние храмы Багана. © Павел Косенко
Древние храмы Багана с высоты птичьего полёта. Съёмка с воздушного шара. Баган, Мьянма (Бирма)

Как давно ты занимаешься фотографией? Что привело тебя к этому и как ты учился?

Как и многие, с детства. Смена, Зоркий, Зенит, фотокружок, печать дома в ванной. Ничего особенного. В последних классах школы так увлекался, что даже думал во ВГИК на оператора поступать. Но пошёл в МИФИ на физика-ядерщика. Через полтора года свалил в Московский колледж импровизационной музыки. Про фотографию не вспоминал лет 10, пока вдруг у товарища не увидел одну из первых приличных цифровых камер. И тут у меня глаза снова загорелись. В 2004 году купил свой первый цифровик Canon PowerShot G2, в 2006 начал всерьёз изучать вопросы обработки. Которые, в свою очередь, потянули за собой переосмысление вопросов фотосъёмки. Учился сначала у более опытных товарищей, с которыми познакомился через интернет, пачками читал журналы всякие. Потом понял, что это всё хорошо, но несистемно, и налёг на книги. Маргулис, конечно, по началу, потом Лапин. Много и других книг было. Со временем начал сам писать статьи, основная цель которых была привлечь критику. Меня критиковали, я с благодарностью впитывал, писал новые статьи и т. д. В общем, самоучка я.

Кто больше всего повлиял на твоё творчество?

Этот список будет приличным, поэтому даже не знаю, имеет ли смысл его приводить. Но могу сказать, что условно его можно разбить на три группы: признанные мастера мировой фотографии, великие художники и мои друзья-фотографы. Причём роль последних я оцениваю весьма значительной.

Баренцево море. Мандалай. © Павел Косенко
← Баренцево море, Дальние Зеленцы, Мурманская область, Россия
→ Мандалай, Мьянма (Бирма)

Как тебе удаётся так много путешествовать при такой ответственной работе? И как к этому относится твоя семья?

Удаётся на самом деле с трудом. Поэтому я постепенно прихожу к решению перепоручить текущие дела, требующие моего ежедневного присутствия, а самому максимально сконцентрироваться на путешествиях, фотографии и фотошколе, которую мы организовали с группой единомышленников в рамках Фотопроекта. Задачу упрощает то, что я не занимаюсь непосредственным управлением компанией, а принимать участие в обсуждении стратегических вопросов можно удалённо. Семье в этой ситуации также получится больше внимания уделять, т. к. меньше придётся разрываться. Вообще семья у меня — золото, относится к частым поездкам с пониманием. Вместе мы тоже путешествуем, может быть, не так часто, как хотелось бы, но с другой стороны, не так уж и редко.

Ты очень много времени уделяешь исследованиям «кино-цвета» и поискам своего цвета. Для тебя именно цвет — важнейшая составляющая художественной фотографии?

Важнейшая, но не единственная. Просто я не мог успокоиться, пока не научился делать цвета «как в кино», а научившись, уже не могу остановиться в своих экспериментах — слишком глубока и богата тема цвета. Матюшин утверждает, что цвет сам по себе является выразительным средством, вне зависимости от формы. Что, в общем-то, подтверждается творчеством импрессионистов. Я скорее согласен с этими наблюдениями, хотя для меня цвет связан с формой, а её отсутствие является лишь частным случаем её наличия. Ведь цвет формируется сюжетом, композицией, освещением, декорациями, светофильтрами, raw-конвертацией, обработкой и многими другими факторами, то есть является частью единого фотографического целого.

Бухта Пханг Нга. © Павел Косенко
Бухта Пханг Нга, Таиланд

Обычно ты организуешь совместные фототуры с другими фотографами. А как относишься к самостоятельным поездкам?

В свои первые путешествия мы ездили, как правило, с женой (у нас тогда ещё не было детей и это было проще), иногда с близкими друзьями. Со временем нарастал интерес к фотографии и, соответственно, к путешествиям с единомышленниками. Толпой я не люблю путешествовать, но и совсем один редко езжу. Мне интересно общение, обмен опытом и просто хорошая компания. Если говорить именно о фотопутешествиях, идеальная команда, это 2—3 человека. Именно таким составом я чаще всего и езжу. Одному иногда тоже приходится, но я не фанат одиночных поездок.

Ты ведёшь популярный блог; как он помогает тебе в твоих путешествиях?

Популярный блог привлекает спонсоров, спонсоры берут на себя расходы, это даёт больше возможностей делать путешествия чаще и интереснее. Это если говорить о чисто утилитарной помощи. Но есть ещё помощь нематериальная — это бесценное общение с единомышленниками, друзьями и просто интересными людьми, обсуждение интересных мест, взаимные советы, помощь на месте и т. д.

Мандалай. Баган. © Павел Косенко
← Мандалай, Мьянма (Бирма)
→ Заход солнца над древними храмами Багана. Баган, Мьянма (Бирма)

Как ты относишься к спонсированию твоих экспедиций? Устаёшь ли от упрёков в проплаченности постов в твоём блоге?

Очень хорошо отношусь к спонсированию. Более того, по факту, путешествия практически стали моей профессиональной деятельностью. Другое дело, что далеко не с каждой компанией или брендом я готов сотрудничать в этой области. Для меня очень важно оставаться честным по отношению к самому себе, поэтому я никогда не буду рекламировать то, чем сам бы не стал пользоваться. И мне доводилось много раз отказываться от подобных вариантов. Как минимум 1—2 раза в неделю я получаю предложения написать платный пост, съездить в рекламный тур или прорекламировать что-то совсем не имеющее ко мне отношения. Но читатели никогда не видели у меня в блоге, скажем, рекламы сигарет, и думаю, никогда не увидят.

По поводу упрёков в проплаченности — честно говоря, сначала я переживал, но потом нарастил кожу. На самом деле, эти комментаторы правы — посты действительно сопровождаются получением мною выгоды, прямой или косвенной. Только вот упрекающие путают причину со следствием. Причиной появления этих постов является мой интерес, который привлёк спонсора. Но не деньги, которые платит спонсор. Если бы я шёл по другому пути, я бы развивал свою деятельность и свой блог в духе жёлтой прессы, заботясь о максимальном количестве подписчиков любой ценой. Ибо именно это повышает стоимость рекламных постов и расширяет круг потенциальных рекламодателей.

У меня есть хороший пример на эту тему. Как-то раз я решил купить себе часы для путешествий. Я долго изучал вопрос и выбрал часы Suunto, которые и купил в магазине за 15 000 руб. О чём написал в своём блоге в рубрике «экипировка». После чего получил целый букет упрёков в том, что пост проплачен. Через 3 месяца ко мне обратились представители компании Suunto с предложением проспонсировать меня своими часами, чтобы я рассказал о них своим читателям. Я честно сказал, что у меня уже есть такие часы и я уже писал про них совершенно бесплатно. И отказался от подарка. Если бы у меня не было таких часов, захотел бы я их? Конечно, ибо это очень хорошие часы. Написал бы я про них в блоге? Конечно. Был бы этот пост проплапчен? Безусловно. Однако по факту мы имеем ровно тоже самое, но без каких-либо денег. Потому что мой личный интерес первичен, именно он определяет то, о чём я пишу. Если при этом появляются спонсоры, так это, я считаю, просто великолепно!

Муйне. Московская область. © Павел Косенко
← Розовые дюны. Муйне, Вьетнам
→ Московская область, Россия

Чем ты снимаешь? Используешь ли какие-то необычные приспособления при съёмке? Может быть, что-то самодельное.

Снимаю я довольно стандартным комплектом Canon. Сейчас это камера 5D Mark II и несколько светосильных объективов. Кроме этого есть комплект светофильтров, штатив и много различных аксессуаров. Ничего самодельного не использую. Фототехника, на самом деле, не самая интересная тема в фотографии. Хотя и очень важная.

Скажи несколько слов о том, как ты обрабатываешь фотографии. Какими пользуешься программами, как построен процесс?

С одной стороны, на эту тему можно написать книгу. С другой, текущий мой процесс выглядит донельзя просто. Сначала raw-конвертация в конверторе RPP, затем шлифовка в Adobe Photoshop. Других программ в стандартном процессе не использую. У меня подход к фотографии «поштучный». Я очень редко обрабатываю фотографии на потоке, задач таких почти не бывает в области моих интересов. Иногда я долго медитирую над картинкой, иногда делаю её быстро. В обоих случаях это сопровождается примерно одинаковым количеством производимых действий. Обрабатываю порядка 3—5% всех отснятых файлов, остальные идут в архив (кроме технического брака, который удаляю сразу). Храню файлы я на внешних fireware-дисках, работаю на MacBook Pro с дополнительным внешним монитором Nec. Я думаю, более подробно в рамках интервью сложно рассказать, это отдельная и весьма объёмная тема.

Твои самые любимые и не любимые моменты в фотосъёмке?

Я сова, поэтому самый нелюбимый момент — просыпаться до рассвета, особенно если где-то в холоде. Но это неизбежно, и если повезёт, вознаграждается самым любимым моментом — ловлей красивого света, когда аж дух захватывает. Да и вообще, когда долго ищешь ракурс/сюжет, ждёшь света, выразительного момента, и вдруг оно наступает (не всегда ты это осознаёшь, но уже начинаешь снимать, движимый шестым чувством) — вот оно, счастье.

Место съёмок фильма «Остров». Пастушечий балаган, Абхазия. © Павел Косенко
← Место съёмок фильма «Остров». Кемь, Рабочеостровск, Белое море, Карелия, Россия
→ Пастушечий балаган. Гора Мамдзышха, Абхазия

Что такое фотография в твоей жизни? Чем занимаешься помимо фотографии?

Да вот так получается, что фотография всё больше и больше становится основным делом. И ещё путешествия, как неизбежная часть процесса поиска интересных фотографий. Помимо фотографии меня ещё очень увлекает фотошкола, про которую я упоминал выше. У нас великолепный коллектив преподавателей, куча идей, активное развитие и, самое главное, очень хорошие ученики. Крайне душевный и интеллигентный проект получается из всего этого.

Фотография для тебя хобби или работа? Или, может быть, и то, и другое?

И то и другое. Изначально хобби, но мои фотографии покупают, публикуют в журналах, мне делают заказы на фотосъёмку, поддерживают мои фотопутешествия. Это, конечно, очень приятно.

Расскажи о своих ближайших планах. Может быть, хочешь заняться каким-то интересным проектом? Или освоить какой-то новый фотопроцесс?

В ближайшее время я планирую реализовать несколько новых идей в рамках фотошколы — это и новые программы, и новые авторы, и может быть даже принципиально новое направление. Кроме этого, осенью этого года я начинаю водить фототуры, в ноябре будет первый во Вьетнам, это довольно большой по времени и ресурсам проект. Также осенью я планирую активизировать путешествия, в планах Россия, Ливан и Киргизия. И ещё планируется несколько публикаций в журналах и книге о путешествиях. А вот что будет в следующем году, я пока не знаю. Возможно, начатые в этом году проекты продолжат своё развитие в следующем.

Балтийское море. Вид с горы Лепёшка в сторону Молодецкого кургана. © Павел Косенко
← Балтийское море. Калининградская область, Россия
→ Вид с горы Лепёшка в сторону Молодецкого кургана. Самарская область, Россия

Дай, пожалуйста, один Очень Важный Совет нашим читателям.

Читателям-фотографам я бы дал такой Очень Важный Совет: читайте книги для художников. А читателям-путешественникам такой: ищите неистоптанное.

Паша, огромное спасибо, что принял участие в нашем проекте!

Артём, тебе спасибо! У тебя очень душевный (от «вкладывать душу») сайт, я с большим интересом принимаю участие в этом проекте.

Павел Косенко в интернете:
Место жительства: Москва, Россия.
Интервью: Артём Сапегин.
Опубликовано: 19 августа 2010 г.
63 голоса