Пейзажисты России

Майк Рейфман
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Майк Рейфман

Майк Рейфман
Когда я в первый раз напросился в компанию к ребятам в очередное «путешествие за фотографиями», Игорь Менакер честно предупредил меня: «Миша, этот вид фотографии вызывает серьёзную, часто непреодолимую зависимость. Раз поехал, и пропал. Подумай дважды». Я с улыбкой отмахнулся. Чем это закончилось, вы видите. Жизнь без рассветов, закатов и тяжелого фоторюкзака стала казаться скучной и неинтересной.

Представьтесь, пожалуйста. Скажите пару слов о себе.

Родился в Харькове в 1961 году. Защитил диплом в художественном училище по классу портрета, окончил архитектурный факультет института. В период перестройки организовал с партнёрами небольшой полиграфический бизнес, переросший со временем в крупнейшее на Восточной Украине частное полиграфическое предприятие «Фолио Плюс». После нескольких лет бурного постперестроечного бизнеса и активного участия в предвыборной кампании одного из оппонентов тогдашнего президента Леонида Даниловича Кучмы я временно переехал в США…

Бородатая поговорка о постоянности временного оказалась правдивой и в моём случае; несмотря на то, что домашние проблемы благополучно разрешились, наш временный переезд в Америку плавно перетёк в постоянное русло. С 2000 года живу и работаю в Чикаго.

В США мне посчастливилось довольно быстро найти себя и заняться делом, которое позволило сочетать любимые мной вещи — фотографию и графический дизайн — примерно в равной пропорции. Рекламные кампании на основе моих фотографий и концептов печатаются в двух десятках американских журналов. Совместно с женой Маргаритой мы открыли и успешно развиваем собственный рекламный бизнес.

Torres Del Paine, Patagonia, Chile. Reynisfjara Beach. Reynisfjara, Reynisdrangar, Iceland © Майк Рейфман
← Towers of Paine, Torres Del Paine, Patagonia, Chile
Reynisfjara Beach, Reynisfjara, Reynisdrangar, Iceland →

Как давно вы занимаетесь фотографией? Что привело вас к этому?

Мой отец был профессиональным фотографом, и фотография присутствовала в моей жизни с детства. Но по-настоящему фотография началась для меня с трофейного, 1936 года выпуска Кодака Ретины, привезенного дедом с войны в 1945-м и найденного мной 40 лет спустя в рабочем (фантастика!) состоянии. К отцовским «деревянным» камерам я испытывал благоговейный трепет, а маленького гармошечного Кодака не испугался, и старт был взят.

Отец отнёсся к увлечению серьёзно. Через несколько дней в доме была оборудована лаборатория, и начались уроки. Ещё через несколько дней я уже знал, что такое диафрагма и выдержка, взвешивал химикаты на ювелирных весах, самозабвенно мешал растворы и крутил бачки с плёнкой. С тех пор фотография в большей или меньшей мере является частью моей жизни.

Кто больше всего повлиял на ваше творчество?

Первым моим учителем был отец. Он не только познакомил меня с технической частью фотографического процесса, но и научил правильно строить кадр, правильно видеть.

Потом были замечательные преподаватели из Харьковского государственного художественного училища. Основное внимание там уделялось работе с цветом, светом, построению композиции. Особо хочется упомянуть преподавателя живописи Григория Батия. Григорий Иванович не просто учил «правильным» вещам, он щедро делился своим удивительным видением мира, своей интуицией, чувством цвета и гармонии. К моменту, когда я попал в группу Батия, мне казалось, что я уже всё знаю. Я мог сделать портрет «похоже»; знал, как работают мышцы под кожей модели; мог грамотно «вылепить» мазками и светотенью объём. И вдруг оказалось, что это далеко не всё, а есть ещё маленькие, почти незаметные мелочи, которые в итоге и отделяют ремесло от искусства, и настоящий мастер может, подойдя к твоему, казалось бы, законченному «шедевру», несколькими одновременно выверенными и интуитивными мазками всё изменить… Затем был архитектурный факультет института, отшлифовавший уже заложенные навыки композиции и пропорции до следующего уровня.

Ну а на пейзажную и арт-фотографию меня «подсадило» знакомство с двумя замечательными фотографами, живущими в США, — Виталием Прокопенко и Игорем Менакером. Интервью первого уже есть на сайте, а интервью второго, надеюсь, появится. (И я тоже очень надеюсь, что Игорь когда-нибудь мне ответит — АС.) Когда я в первый раз напросился в компанию к ребятам в очередное «путешествие за фотографиями», Игорь честно предупредил меня: «Миша, этот вид фотографии вызывает серьёзную, часто непреодолимую зависимость. Раз поехал — и пропал. Подумай дважды». Я с улыбкой отмахнулся. Чем это закончилось, вы видите. Жизнь без рассветов, закатов и тяжелого фоторюкзака стала казаться скучной и неинтересной. Думаю, что именно выверенные и одновременно творческие работы Игоря в сочетании с моей любовью к путешествиям и послужили причиной «неизлечимости».

Я много и с интересом смотрю современных фотографов: Ладислава Камарада, Ханса Странда, Дэвида Мюнка и других, но сказать, что кто-то из них повлиял на моё творчество, не могу. Стараюсь сохранить собственный стиль, собственное видение.

Cuernos del Painе, Patagonia, Chile. Alberta, Canada © Майк Рейфман
← Cuernos del Painе, Patagonia, Chile
Yellowhead Highway 16, Alberta, Canada →

Вы проводите много фототуров, где обучаете других фотографов. Как много у вас остаётся времени на съёмку для себя? Часто ли путешествуете без студентов?

Как правило, я отправляюсь в «творческую командировку» на несколько дней два-три раза в год, но почти никогда не делаю этого в одиночку. Места, которые я посещаю, часто удалены от цивилизации. Можно попасть в неприятную ситуацию, попросту подвернув ногу. Рядом никого, мобильная связь не работает, и помощи ждать не от кого. Хотя, наверное, это всё же отговорка. Я люблю ездить и фотографировать в хорошей компании. Люблю тщательно продумывать и готовить путешествия. Наверное, это одна из причин возникновения World Photo Travels. Так что для меня туры — не средство зарабатывания денег, а скорее хобби, позволяющее посетить интересные места в хорошей компании. К тому же некоторые задачи попросту невозможно было бы решить с финансовой точки зрения. То, что легко может себе позволить группа из 10 человек, часто слишком дорого для одиночки. Это и чартер яхт и катеров в разных частях света от Новой Зеландии до Гренландии, и двухнедельное путешествие по Юго-Западу США, в котором нас постоянно сопровождал вертолёт для аэрофотосъёмки и многое другое.

Благодаря тому, что мне удалось не превратить фотопутешествия в основную статью дохода, туры редко повторяются и всегда «ручной работы», не штампованные. Я провожу всего три-четыре тура в год, и каждый тур проработан до мельчайших деталей. Часто мне помогают местные фотографы, берущие на себя всю организационную часть. В Исландии это Даниель Бергман, в Латинской Америке — Алехандро Рончетти и его помощники и другие. На туре практически всегда есть второй инструктор, с которым можно разделить организационные проблемы, работу с новичками (которых обычно не много) в «поле» и т. д. На турах, как правило, много опытных фотографов-путешественников. Технических проблем у таких ребят не возникает.

Все вышесказанное позволяет активно снимать в турах, что, безусловно, приносит пользу и другим участникам. Ребята могут (простите за нескромность) подсмотреть, что я делаю, как выбираю место и время съемки, как компоную кадр. Со слов многих участников, такой опыт очень полезен.

Опишите, пожалуйста, ваш типичный день в фототуре.

  • Подъем в 10:00;
  • круассаны с капучино;
  • час для загара;
  • пробежка по пляжу (или игра в волейбол) с последующим заплывом на километр-два;
  • обед;
  • послеобеденный сон;
  • массаж;
  • заплыв;
  • ужин;
  • бар и дискотека.

Не поверили? Имеете на это основания…

Описание обычного дня на туре больше похоже на распорядок фотолагеря строгого режима, но без этого, без полной отдачи, создание хороших фотографий, увы, почти недостижимо. Распорядок часто зависит от «местных факторов», от того, как далеко рассветная точка от подушки, от того, есть в этот день переезд или нет.

Обычный день выглядит так:

  • Подъём затемно.
  • Быстрый завтрак. (Только в случае, если удалось убедить отель приготовить его в 4 часа утра. Если нет — чашка крепкого кофе, набор для изготовления которого всегда с собой, и энерджи-бар.)
  • Выезд на съёмку и, если есть необходимость, трек к месту съемки.
  • Съёмка.
  • Если в этот день переезда нет — возвращение в отель, еда, отдых, сортировка и отбор фотографий для обсуждения.
  • Выезд на вечернюю съёмку.
  • Съёмка.
  • Ужин, приём фотографий для просмотра-обсуждения.
  • Коллективное обсуждение фотографий (с собой практически всегда проектор и экран). Такие просмотры-обсуждения невероятно полезны не только для участников, но и для инструкторов. Мы спорим, кропим, корректируем и снова спорим. На завтра у всех уже есть новые идеи.

Проводить просмотры удаётся максимум три-четыре раза за поездку, так как силы ни инструкторов, ни участников не безграничны, и мы часто даём слабинку в пользу отдыха и коллективного ужина с бокалом вина в «правильном» месте, если таковое имеется в окрестностях. Если нет — мы его придумываем. Это может быть пятизвездочный «Дас Катаратас» на водопадах Игуасу или всемирно известный рыбный ресторан в Копакабане, маленький ресторанчик в новозеландских Моераках или просто шашлык, собственноручно пожаренный на шишках йосемитских сосен. Главное ведь — компания и атмосфера, а это у нас всегда «с собой».

Ну а обсуждение фото мы продолжаем в интернете после возвращения из тура — благо на дворе ХХI век.

Sandfly Beach Banks, Peninsula, New Zealand. Ingolfshofdi, Iceland © Майк Рейфман
← Sandfly Beach Banks, Peninsula, New Zealand
Ingolfshofdi, Iceland →

Как повлиял переезд в Америку на вашу творческую карьеру?

Положительно. До переезда творческой карьеры у меня не было, как и времени об этом подумать.

После нескольких поездок по Юго-Западу США я начал показывать свои работы в интернете. В ту пору величественные красные скалы, арки и дюны американского Юго-Запада были ещё в диковинку для русскоговорящего сегмента Сети, и фотографии встречали на ура. В течение короткого промежутка времени все мало-мальски значимые российские фотожурналы вдруг обратились с просьбой написать пару статей и в течение года-двух я неожиданно сам для себя вдруг стал «известным фотографом-пейзажистом из США». Чего греха таить, такой статус только подбавил дрожжей в уже забродившие творческие соки — нужно было держать марку. Потом появились победы в международных конкурсах, публикации в американских журналах и фотопутешествия в качестве организатора и инструктора. Расширилась и география путешествий.

Вы объехали с фотоаппаратом полмира. Какие места запомнились вам больше всего? Куда хочется возвращаться снова и снова?

Не поверите — мне хочется вернуться практически во все места, где я побывал. Ведь выбор никогда не был случайным. Патагония и Новая Зеландия, Юго-Запад США и водопады Игуасу, Долина Смерти и Санторини, Сидней и Рио-де-Жанейро… Но если нужно будет выбрать только одно место, то наверное это снова будет Исландия, где был уже трижды и надеюсь побывать ещё. Впрочем, три предыдущих маршрута по Исландии, хоть и пересекались, но не повторяли друг друга, и для четвертого тоже найдутся новые места.

Howse Valley, Banff National Park, Alberta, Canada. Torres del Paine National Park, Patagonia, Chile © Майк Рейфман
← Howse Valley, Banff National Park, Alberta, Canada
Torres del Paine National Park, Patagonia, Chile →

Чем вы снимаете? Используете ли какие-то необычные приспособления при съёмке? Может быть, что-то самодельное.

Я — никонист. Сегодня в арсенале две камеры: D3X для пейзажа и D3 для фотоохоты. В линейке объективов — 15 мм, 17—35 мм, 24—70 мм, 70—200 мм, 200—400 мм.

При съёмке активно использую градиентные, поляризационные и нейтральные фильтры. После нескольких экспериментов мне удалось-таки собрать в один удобный пакет держатели и переходники Ли, градиентники и нейтралки Сингх Рэй и поляризатор Хелиопан. Конструкция прижилась, и многие из ребят, приезжающих на туры, её теперь используют.

Самодельного оборудования, за исключением нескольких мелочей, я не использую.

Скажите несколько слов о том, как вы обрабатываете фотографии. Какими пользуетесь программами, как построен процесс?

Боюсь, тут я не оригинален. Во время поездок я стараюсь сразу рассортировывать оригиналы фотографий по датам и местам съёмки. Просматриваю и проставляю рейтинги Бризи-браузером или Бриджем. На большее в поездках времени не остается. Конвертирую в Адоби Камера Рав. Потом Фотошоп, если есть необходимость. Из плагинов люблю и часто использую продукцию компании Ник Медиа.

Ranga river, Iceland. Forbidden Canyon, Lake Powell, Utah/Arizona. USA © Майк Рейфман
← Ranga river, Iceland
Forbidden Canyon, Lake Powell, Utah/Arizona, USA →

Ваши самые любимые и нелюбимые моменты в фотосъёмке?

Люблю я почти всё. И коллективное чувство восторга от незабываемого рассвета, и непогоду, которая часто дарит на сломе удивительные моменты, и чувство контроля над создаваемым сюжетом.

С «что не люблю» чуть сложнее. Плохо, когда кто-то прямо у тебя перед объективом затаптывает пластичную, красиво ложащуюся в кадр дюну или пугает «пристрелянного» тобой медведя, но ведь можно снять дюну со следами и трусливо улепетывающего мишку.

Не люблю суматохи и истерической погони за светом, но мои поездки хорошо спланированы, и опозданий на рассветы/закаты в них практически не бывает. Если по той или иной причине (пробитое колесо, например) мы опаздываем — радости это, конечно, не приносит.

Что такое фотография в вашей жизни? Чем занимаетесь помимо фотографии?

Кроме пейзажной и трэвел-фотографии и организации туров, я занимаюсь графическим и веб-дизайном, делаю коммерческую фотосъёмку, если проект кажется интересным. Но именно пейзажную и арт-фотографию, пожалуй, можно смело поставить на второе место после семьи.

Фотография для вас хобби или работа? Или, может быть, и то, и другое?

Я — счастливый человек. Моё хобби и моя работа находятся в очень близких, почти родственных, отношениях.

Mitre Peak, Milford Sound, Fiordland, NP, New Zealand © Майк Рейфман
Mitre Peak, Milford Sound, Fiordland, NP, New Zealand

Расскажите о своих ближайших планах. Может быть, хотите заняться каким-то интересным проектом? Или освоить какой-то новый фотопроцесс?

В 2011 году я проведу три интересных фотопутешествия: на Аляску, в Гренландию и в высокогорные пустыни Атакамы и Альтиплано (Боливия и Чили), планирую принять участие в двух больших выставках (позвольте пока оставить конкретику в секрете). Задействован я и в очень интересном проекте компании Airpano.ru по съёмке трехмерных панорам с воздуха.

В разработке фотоэкспедиции на 2012 год от архипелага Южная Джорджия в Антарктике до Шпицбергена в Арктике.

Одной из самых главных для себя задач считаю разбор архивов за несколько лет. Стыдно признаться, но у меня катастрофически не хватает на это времени, и в архивах настоящий завал. Масса неразобранного материала по Новой Зеландии, Патагонии, Канаде, США. Личный сайт не обновляется годами. Очень надеюсь в 2011 эту традицию сломать.

Дайте, пожалуйста, один Очень Важный Совет нашим читателям.

Опытным фотографам я советую верить в себя и не останавливаться на достигнутом.

Совет для новичков — учите матчасть и базовые фотографически приёмы. Только доскональное знание находящегося в вашем распоряжении оборудования и понимание того, что и как вы хотите снять в конкретных условиях, позволит вам не тратить время на борьбу с регулировками и сетингами в те самые две минуты идеального света и полностью окунуться в творческий процесс.

Jokulsarlon, Iceland © Майк Рейфман
Jokulsarlon, Iceland

Огромное вам спасибо, что приняли участие в нашем проекте.

Вам спасибо за приглашение поучаствовать и за очень интересный проект, который вы создали и ведёте. Ещё раз прошу прощения за годовую задержку…

Место жительства: Чикаго, США.
Интервью: Артём Сапегин.
Опубликовано: 23 марта 2011 г.
49 голосов