Пейзажисты России

Евгений Поликарпов
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Евгений Поликарпов

Евгений Поликарпов
Дать совет — это что-то вроде как сказать «делай как я». А как я, может быть, как раз и не надо делать. Один совет, впрочем, могу дать беспроигрышный — надо разбогатеть.

Представьтесь, пожалуйста. Скажите пару слов о себе.

Поликарпов Евгений Владимирович. Родился и вырос в Узбекистане. Учился в Москве. После МГУ была аспирантура в Лос-Анжелесе. Химик. Сейчас работаю по специальности в штате Вашингтон (не там где столица, а на западном побережье США, у Каскадных гор).

Аисты-клювачи и розовые колпицы. Мексиканский залив, Флорида © Евгений Поликарпов
← Кулики и пеликаны. Мексиканский залив, Флорида
→ Аисты-клювачи и розовые колпицы. Мексиканский залив, Флорида

Как давно вы занимаетесь фотографией? Что привело вас к этому?

В 2002 году в первый раз оказался в Yosemite (Йосемитский национальный парк в Калифорнии). Видел скалы, облака, секвойи и водопады. Подумал, что так этого оставлять нельзя — надо запечатлеть. Рисовать, вроде как, тоже умел, но фотография более объективна.

Кто больше всего повлиял на ваше творчество?

Пожалуй, домашняя библиотека в детстве. Из современных фотографов нравятся Марк Адамус (пейзажи) и Артур Моррис (фотоанималистика). Возможно, им и некоторым другим неосознанно пытаюсь подражать.

Снимаете пейзаж в перерывах между съёмкой птиц или птиц в перерывах между пейзажем?

Скорее первое, чем второе. А ещё точнее — первое и второе в редких перерывах между съёмками плёнок органических веществ, образцов всяких, и прочего, что связано с основной работой.

Нью-Мексико. Гора Рейнир © Евгений Поликарпов
← Снежные гуси. Биорезерват Боске-дель-Апаче, Нью-Мексико
→ Альпийский луг перед рассветом. Вулкан Рейнир, штат Вашингтон

Расскажите о методах съёмки птиц, которые вы используете. Используете засидки или снимаете с подхода?

Засидок как таковых не использую. В перенаселенных Калифорнии и Флориде, где множество диких птиц и при этом яблоку негде упасть, скрадок-палатку и поставить-то нельзя — всё зарегулировано. Места, где такая засидка принесла бы результат, как правило, представляют собой участки биорезерватов, охраняются, и доступ туда закрыт. Машина — неплохая засидка (а в нацпарках Африки и вовсе зачастую единственный вариант). Из машины снимаю, когда есть возможность. Но, опять же, далеко не везде можно ездить. В общем, у каждого места съёмок своя специфика. А вот, скажем, когда я тихо сижу/лежу и жду, пока модели осмелеют и сами начнут ко мне подходить, но никакого камуфляжа или палаток при этом не использую — это засидка или подход?

Как происходит подготовка к съёмке? Рисуете кадр в голове заранее, а потом ждёте подходящего света; или сразу снимаете то, что видите?

Зависит от того, что хочу снять. Скажем, мне интересно снимать поведение животных на воле. Такие кадры планировать-то, конечно, можно и нужно, но в конечном итоге животные непредсказуемы, и уж что получится, то получится. Порой результат сильно отличается от нарисованного в голове, изредка даже в лучшую сторону. С пейзажами, пожалуй, по-другому — там оппортунизма поменьше будет. Понравившуюся композицию могу снимать много раз в течение года, возвращаясь на одно и то же место и ожидая подходящего света.

Канадская казарка с гусенком © Евгений Поликарпов
← Канадская казарка с гусёнком. Берег реки Колумбия, штат Вашингтон
→ Журавли и гуси. Боске-дель-Апаче, Нью-Мексико

Вы очень много путешествуете. Расскажите немного об организации ваших поездок: как вы готовитесь, сколько времени занимает подготовка?

Если поездка относительно дальняя и длительная, включающая перелёты, то начинаю шевелиться за пару месяцев. Как правило, первый шаг — первичные намётки маршрута и покупка авиабилетов. Между этим первым шагом и, собственно, отъездом большую часть времени особо ничего не происходит. Детальная проработка маршрута случается в последнюю неделю или две (бывают исключения), а пакование вещей — в последние день-два. Упаковка — дело уже привычное, процесс накатанный, набор вещей стандартный, особо растягивать ни к чему. Поездку длительностью в день-другой, если она без перелетов, могу спланировать за полчаса: посмотрел на прогноз погоды, скажем, в Орегоне — ага, переменная облачность, безветренно, может быть хороший свет — и в дорогу. Заночевать могу в машине, в палатке или в гостинице, в зависимости от маршрута и обстоятельств. Многодневные автономные пешие переходы — отдельная тема. Раньше приходилось в них участвовать, но последний раз это было несколько лет назад.

Чем вы снимаете? Используете ли какие-то необычные приспособления при съёмке? Может быть, что-то самодельное.

Если не говорить про съемки на работе, где, помимо той же обычной камеры и штатива иногда пользуюсь специальной камерой, прикрепляемой к микроскопу Никон, то никаких совсем уж особых приспособлений у меня нет. Изделие «сковородка», на которое навинчивается штативная голова и с которым я ползаю по пляжу по-пластунски, фотографируя птиц с уровня земли, теперь не такое уж необычное. Любой может его заказать, была бы надобность и желание такими вещами пользоваться. Если снимаю длинным телевиком и при этом со вспышкой, то пользуюсь насадкой с линзой Френеля для увеличения плотности светового импульса. Снимаю зеркальными камерами Кенон, двумя цифровыми и одной плёночной. Хоть оптика и сменная, но в полевых условиях куда удобнее, когда широкоугольник на одной камере, а телевик — на другой. Плёнку в последнее время использую редко, и то только для пейзажей и портретов. Животных последние лет пять снимаю только на цифру, по ряду причин.

Кратерное озеро. Каскадные горы © Евгений Поликарпов
← Рассвет на Кратерном Озере. Орегон
→ Вулкан Рейнир на рассвете. Каскадные горы, штат Вашингтон

Скажите несколько слов о том, как вы обрабатываете фотографии. Какими пользуетесь программами, как построен процесс?

Программой Digital Photo Professional открываю рав-файлы. Правлю ей экспозицию, если это требуется, потом конвертирую в Фотошоп. Доводку контраста и цвета делаю в Фотошопе. Попала как-то давно в руки демо-версия С1. Удобная программа, но цвет не впечатлил. Поскольку цвет мне важнее удобства пакетной обработки, которой я всё равно не пользуюсь, то С1 я так и не обзавелся. Слайды и негативы сканирую на слайд-сканере Минолта, пользуясь тем ПО, что поставлялось в комплекте со сканером. Потом корректирую сканы в Фотошопе.

Ваши самые любимые и не любимые моменты в фотосъёмке?

Любимые — да вроде с этим просто. Во-первых, фотосъёмка — это повод путешествовать. Во-вторых, результат тоже радует, если он достигнут — найти и показать что-то новое, необычное и красивое. Поведенческий момент у животных или необычный свет для пейзажа. А не любимые — не люблю маленькие самолетики, у которых в отсек для ручной клади большой объектив не влезает, а фотосумка не помещается под переднее сиденье. Аэропорт Хитрово в Лондоне не люблю, там при пересадке с рейса на рейс по нескольку раз по-новой обыскивают, а ещё их не уговоришь плёнку в рентген не совать на досмотре. Не люблю ослеплять фарами оленей на узкой горной дороге ночью, когда они вдруг неожиданно возникают из-за поворота перед самым носом. Такое много раз случалось, и как я ещё ни одного не сбил и сам остался цел — непонятно. Невидимую корку льда на дорогах в горах тоже не очень люблю.

Каскадные горы, гора Адамс. Wizard Island. Остров Колдуна © Евгений Поликарпов
← Желтеющие лиственницы осенью на склонах вулкана Адамс, штат Вашингтон
→ Остров Визард Айленд в Кратерном Озере. Орегон

Фотография для вас хобби или работа? Чем занимаетесь помимо фотографии?

Фотография — по большей части хобби и продолжение интереса к зоологии в частности и природе вообще. На работе тоже порой фотографирую. Стараюсь, чтобы получалось эстетически приемлемо, хотя от меня этого никто не требует. Однажды даже приз на конкурсе научной фотографии получил за изображение композитной пленки, полученное с помощью микроскопа. Так или иначе, фотографирование занимает лишь малую часть моего рабочего времени, хоть и занимаюсь я изучением как раз фотохимических процессов. Помимо фотографии, основное хобби — фортепиано. В репертуаре, в основном, старая добрая классика — Рахманинов, Скрябин, Шопен, Лист, Брамс. Публичные выступления с приездом в Америку прекратились, теперь играю только дома для себя.

Птенцы большой белой цапли на гнезде © Евгений Поликарпов
← Снежная цапля. Флорида
→ Птенцы большой белой цапли на гнезде. Флорида

Расскажите о своих ближайших планах. Может быть, хотите заняться каким-то интересным проектом? Или освоить какой-то новый фотопроцесс?

В планах, скорее, новые места, которые хотелось бы посетить, нежели какие-то особенные фотопроцессы. Осуществлению некоторых планов пока мешают паспортно-визовые накладки.

Дайте, пожалуйста, один Очень Важный Совет нашим читателям.

Трудная задача. Дать совет — это что-то вроде как сказать «делай как я». А как я, может быть, как раз и не надо делать. Один совет, впрочем, могу дать беспроигрышный — надо разбогатеть. Для фото-природоведения это окажется особенно полезным, даже не потому что телевик стоит денег, а в силу количества времени, которое стремится захватить это занятие. Лично я уже давно созрел для воплощения такого совета в жизнь, но пока как-то руки не дошли.

Стрекоза и крокодил. Трехцветная цапля (Tricolored Heron) с птенцом на гнезде © Евгений Поликарпов
← Стрекоза и аллигатор. Флорида
→ Трехцветная цапля с птенцом. Флорида

Огромное вам спасибо, что приняли участие в нашем проекте!

Спасибо что пригласили.

Евгений Поликарпов в интернете:
Место жительства: Вашингтон, США.
Интервью: Артём Сапегин.
Опубликовано: 15 июня 2010 г.
26 голосов