Пейзажисты России

Артём Сапегин
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Артём Сапегин

Артём Сапегин
Насколько меняется оригинал (и как именно он выглядел) абсолютно не важно. Он меняется настолько, насколько это необходимо для того, чтобы конечный результат был максимально похож на изображение в голове фотографа. Сделать всё возможное в момент съёмки очень важно, но это никак не отменяет необходимость обработки. Ведь обработка — это совсем не исправление ошибок, допущенных фотографом в момент съёмки.

Расскажи, пожалуйста, о себе. В какой среде рос? Кто научил тебя видеть этот мир, любить его?

Артём Сапегин, фотограф, веб-разработчик, раб таксы. Так я обычно пишу в профилях на разных сайтах.

Рос, кажется, в самой обычной среде. О детстве у меня вообще очень отрывочные воспоминания, почти что ничего не помню.

Любовь к природе у меня появилась вместе с любовью к фотографии (об этом ниже). До этого ничего подобного за собой не замечал, а попытку вытащить за шею зоопаркового гуся из-за решётки даже при большом желании не назовёшь любовью к природе.

Волзнорезы, Балтийское море, Куршская коса. Сосны и звёзды, Дракино, Московская область © Артём Сапегин
← Волнорезы после заката, Балтийское море, Куршская коса
Красные сосны и звёзды, Дракино, Московская область. Деревья подсвечены фонарями рядом стоящего здания гостиницы →

Когда ты начал фотографировать?

Несмотря на то, что мои папа и дед фотографировали всю жизнь, меня фотография в детстве не очень привлекала. Помню, у меня даже был фотоаппарат «Агат», но совершенно не помню, чтобы я хоть раз им снимал. Зато помню совершенно безуспешные попытки научить меня рисовать (оказалось, этот талант не передаётся по наследству).

Фотографировать я начал относительно недавно — около шести лет назад. И как-то довольно спонтанно. Тогда я только начал работать на своей первой работе и у меня стали появляться свои деньги. И почему-то я придумал, что мне нужен фотоаппарат. Почему я это придумал — не знаю, но с тех пор не отпускает. Помню, тогда мне было очень сложно, ничего в этом не понимая, выбрать между цифровой мыльницей и плёночной зеркалкой. В итоге выбрал зеркалку, о чём потом ни разу не жалел.

Кто больше всего повлиял на твоё творчество? Кто твои любимые фотографы?

Не уверен, что смогу назвать конкретные имена. Хороших фотографов очень много, а хороших фотографий ещё больше. Лучших авторов я записываю в специальный файл, а потом сохраняю их фотографии в папку Inspiration. Когда всех посохраняю (а в файле их уже больше сотни), буду смотреть на эти фотографии и размышлять, надеясь, что это поможет мне постичь все тайны мира.

За последний год на меня сильно повлиял Дэвид Душемин, но не своими фотографиями, а подходом к фотографии. Я с удовольствием читаю его книги (большие и маленькие) и смотрю видеозаписи с его участием. Например, мне нравится его деление фотографии на три изображения: (1) увиденное автором в момент съёмки; (2) зафиксированное камерой и (3) результат обработки. И задача обработки именно в том, чтобы сделать третье изображение максимально похожим на первое. Душемин заряжает меня каким-то ощущением свободы и правильности моих действий. Никаких тебе «слишком много фотошопа», «это уже не фотография» и других выдуманных ограничений. Я думаю, что подобные мысли крайне непродуктивны; они только отдаляют от фотографии и от творчества вообще.

Галечный пляж, Чёрное море, Адлер. Белая ночь, озеро Среднее Куйто, Карелия © Артём Сапегин
← Галечный пляж в сумерках, Чёрное море, Адлер. Передний план освещён фонарями набережной
Белая ночь на озере Среднее Куйто, Карелия →

Чьи фотографы сильнее: наши или «их»?

Очень сложно сравнивать. И там, и там есть много отличных мастеров. Если сузить вопрос до того, каких фотографов мне больше нравится смотреть в интернете (раз уж это интервью тоже в интернете), то я, скорее всего, выбрал бы наших.

В заграницах очень много «профессионалов», выкладывающих марки шириной 500—600 пикселей, которые совершенно не пригодны к просмотру (зато никто не украдёт — ведь нельзя украсть то, чего не видишь). А ещё у многих фотографов нет ни блога, ни RSS на сайте, поэтому следить за ними невозможно. Не станешь же на сайт ходить, проверять, появилось ли там чего. Тут иногда спасает Фейсбук (многие показывают свои фотографии там), но и страница на Фейсбуке есть не у всех. Да и качество и размер изображений на Фейсбуке пока далеки от идеала.

Многие же наши фотографы есть в ЖЖ, а значит их можно добавить в Гугл Ридер или Яндекс Ленту. Да и на размер обычно не скупятся, смотреть одно удовольствие.

Тёма, а почему именно пейзаж? Неужели тебе не интересны другие жанры?

Мне кажется, всё интересным быть не может и не должно. Во всём важна специализация. И в работе, и в увлечениях. Надо стараться быть лучшим в своём деле, но при этом совершенно необходимо иметь представление о смежных областях.

Именно пейзаж, наверное, потому что это проще и дешевле, чем анималистика. А сейчас я думаю, что это ещё и гораздо интереснее.

Конечно, я снимаю не только природу. Например, на концертах и на собачьих выставках. Но я не люблю нудные репортажи и отчёты, которые так популярны в блогах. Когда крутишь колесо мышки со скоростью света, а фотографии всё не заканчиваются. Мне нравится делать отдельные фотографии. Это позволяет не надоесть зрителю, сократить время на отбор и обработку и даёт возможность уделять больше времени каждой фотографии. Очень люблю снимать лошадей. Ну и, конечно, я фотографирую свою таксу. Получается анималистика с доставкой на дом.

Лошади. Дракино, Солонцово. Московская область © Артём Сапегин
← Пар, идущий от завтракающей лошади, Дракино, Московская область
Большая лошадь за маленькой веточкой, Солонцово, Московская область →

Что больше всего нравится снимать в природе?

Интересно всё красивое. Мне трудно выбрать что-то конкретное и довольно трудно предсказать, что именно привлечёт моё внимание. Мне нравятся как большие пейзажи (grand landscape — не знаю, как лучше назвать это по-русски), так и крупные планы, и иногда даже макро.

Говорят, что у природы нет плохой погоды. Ты, как фотограф, согласен с этим утверждением? В хмурость/мокрость дома сидишь или дерзаешь выбраться на съёмку? Часто оправдывается такой «подвиг»?

Как фотограф решительно согласен. «Плохая» погода и период смены погоды для фотографа как раз лучше всего. Можно поймать невероятный свет, радугу и многие другие сюрпризы природы. Эндрю Гибсон в своей электронной книге «The Evocative Image» пишет, что лучшие фотографи получаются на «границах». Когда день переходит в ночь, когда гроза сменяется солнцем, когда берег переходит в море…

Но как человек, мечтающий стать таксой в следующей жизни, я часто остаюсь дома и ленюсь выходить на улицу. Тут, как и для съёмки на рассвете, нужна некая движущая сила, которой обычно нет в наличии. Раньше такса будила (да и то уже после рассвета), а сейчас её саму по утрам не добудишься.

Что для тебя процесс съёмки? Труд, удовольствие или что-то ещё?

Если кто-нибудь разбудит, сварит кофе и довезёт до места съёмки, то будет сплошное удовольствие. Вот отбор и обработка — точно труд, не люблю этим заниматься. Но и не заниматься тоже нельзя.

Первое Бадукское озеро, Домбай. Водопад Кумио (Кумо-порог), Карелия © Артём Сапегин
← Первое Бадукское озеро, Тебердинский заповедник, Домбай
Водопад Кумио (Кумо-порог), Карелия →

А что такое удачный кадр?

Наверное, сочетание вложенного труда на всех этапах (подготовка, съёмка, отбор, обработка…) с капелькой удачи.

Фотография для тебя пока ещё хобби, так? А мечтаешь превратить её в работу и основной источник дохода?

Я бы сказал: мечтаю, но не планирую. Если бы мы жили в идеальном мире, то это обязательно было бы моей мечтой, близкой к осуществлению. Но в реальном мире (и для себя лично) я считаю такие мечты непродуктивными. Возможно, в иное время и в иных обстоятельствах я изменю своё мнение.

Как твои близкие относятся к твоему увлечению? Не ворчат, что оно отвлекает тебя от них? Или мечтают о том, чтобы ты стал профессионалом?

Моя жена сама увлекается фотографией, поэтому это не всегда отвлекает меня от неё. С другой стороны, она не очень одобряет мою долгую возню со штативом и вообще, как истинный ломограф, считает, что снимать надо быстро и много, а не три картинки за утро.

Озеро Среднее Куйто, Карелия. Куршская коса © Артём Сапегин
← Озеро Среднее Куйто, Карелия
Последние лучи солнца в дюнах, Куршская коса →

А что ты в жизни ещё любишь? Чем бы ещё хотел заниматься?

Спать, есть, обнимать жену и гладить таксу.

Одно из главных моих увлечений — веб-разработка. Оно появилось гораздо раньше фотографии, и уже больше семи лет это не только увлечение, но и моя основная работа. У меня есть мечта совместить эти две области: заниматься разработкой веб-сервисов и сайтов для фотографов. И этот сайт как раз пример подобного совмещения. Думаю, скоро будут и другие.

Недавно мне попалась яростная дискуссия о том, как учиться фотографировать. Один из спорящих утверждал, что для этого совсем не нужно заниматься на каких-нибудь спецкурсах, не надо посещать мастер-классы, не нужны никакие книги. Достаточно вдумчиво и обстоятельно изучать картины старых мастеров-живописцев. Каково твоё мнение по этому вопросу?

Есть два распространённых мифа:

  1. достаточно иметь крутую камеру и шедевры сами будут появляться на флэшке;
  2. достаточно обладать некими мифическим талантом и шедевры сами будут появляться даже на консервной банке.

И в том, и в другом случаях шедевр может получиться разве что случайно. В фотографии одинаково важны все её составляющие: композиция, момент, умение пользоваться техникой и языком фотографии, отбор, обработка и многое другое. Результат будет хорош настолько, насколько хороша худшая из составляющих.

К разным методам обучения у меня отношение не одинаковое. Я считаю, что на большинстве курсов занимаются пересказом инструкции к камере, что к фотографии не имеет никакого отношения. Зато после посещения таких курсов любая домохозяйка начинает считать себя продвинутым фотографом. Так что это скорее вред, чем польза. А вот книги я очень люблю и читаю всё, что кажется мне интересным.

Для успешного обучения нужно много читать (книги, блоги), смотреть много хороших фотографий (в интернете, на выставках), много фотографировать самому, пытаться анализировать снятое, отбирать и обрабатывать свои фотографии. Ну и, конечно, показывать их.

Тебе приходилось когда-нибудь участвовать в «войнах» Canon/Nikon, цифра/плёнка?

Большинство таких вопросов я для себя давно решил, а убеждать других людей обычно бесполезно, они всё равно останутся при своём мнении.

Куршская коса. Дракино, Московская область © Артём Сапегин
← Закат на Куршской косе
Закат в сосновом лесу, Дракино, Московская область →

Чем ты снимаешь? Используешь ли какие-то необычные приспособления при съёмке? Может быть, что-то самодельное.

Сейчас у меня есть в общем-то всё, что мне нужно. Canon 5D с объективами 17-40/4L, 70-200/4L и 50/1.4. Конечно, штатив, пульт, поляризационный фильтр и пачка других мелочей. К плёнке я уже точно никогда не вернусь, не вижу в ней смысла для себя. А остальные железки вполне мог бы поменять при неограниченном количестве лишних денег. Возможно, даже поменял бы систему на Сони или Никон. Но, начиная с определённого момента (технического качества, возможностей и удобства), это становится уже несущественным. Из секретных железок могу отметить разве что полусамодельную штативную лапку для телеобъектива, которую мне сделал мой папа из обычной китайской 10-долларовой лапки.

Какие программы используешь в обработке? Сильно ли меняется оригинал, или стараешься «поймать кадр» в момент нажатия на кнопку спуска?

Ты задаёшь неправильные вопросы. В основном я пользуюсь Лайтрумом и Фотошопом, причём стараюсь делать всю работу в первом.

Насколько меняется оригинал (и как именно он выглядел) абсолютно не важно. Он меняется настолько, насколько это необходимо для того, чтобы конечный результат был максимально похож на изображение в голове фотографа.

Сделать всё возможное в момент съёмки очень важно, но это никак не отменяет необходимость обработки. Ведь обработка — это совсем не исправление ошибок, допущенных фотографом в момент съёмки.

Как относишься к HDR? Применяешь?

Отношусь двояко. С одной стороны, необходимость расширения динамического диапазона в пейзажной фотографии встречается довольно часто. А с другой стороны, для многих HDR однозначно идентифицируется в ЛДП (леденящий душу кошмар). И слишком часто так оно и есть.

С традиционным HDR (то есть склейкой с помощью специальных программ) у меня пока не очень складывается. Адекватные результаты получались только если подмешивать HDR к исходным изображениям. А вообще мне больше нравится ручное склеивание отдельных кадров в редакторе. Но под ручным склеиванием я вовсе не имею в виду рисование маски руками. Это можно делать проще и точнее, взяв за основу один из каналов изображения.

Дай, пожалуйста, один Очень Важный Совет нашим читателям.

Занимайтесь тем, что нравится; не придумывайте себе ненужных ограничений.

Чёрное море. Пантерный мухомор © Артём Сапегин
← Последний свет зашедшего солнца освещает камни на берегу Чёрного моря
Пантерный мухомор, Дракино, Московская область →

Тёма, этому твоему замечательному проекту исполнился год. Спасибо тебе за него огромное! Он уже получился интересным, нужным, впечатляющим и полезным. Уверена, что и дальше он будет расти и развиваться всем нам на радость. Пусть так и будет! Но ты не из тех людей, которые предпочитают почивать на лаврах уже достигнутого. Расскажи о своих задумках.

Задумки есть, но большинство требуют довольно много времени и помощи добровольцев и/или самих фотографов:

  • Я был бы очень рад, если бы у сайта была английская версия. Но моих знаний английского не хватит для адекватного перевода интервью.
  • Статьи о пейзажной съёмке. Переводы с английского интересных статей и приведение к читаемому виду статей, выложенных на задворках форумов и ЖЖ. С этим я постараюсь справиться сам, но пока на это нет времени.
  • Слайдшоу с фотографиями во весь экран. Многие читатели просят большие фотографии, и я с ними полностью согласен. Но для этого авторам придётся подготовить и прислать мне по пачке больших файлов, что отнимет у них довольно много времени, а кто-то наверняка не согласится отдавать картинки такого формата в открытый доступ.

Наверное, что-то из этого списка я смогу реализовать в этом году. Много чего можно будет придумать, когда аудитория проекта (RSS, ЖЖ, Твиттер, Фейсбук) станет побольше.

Кстати, спасибо тебе за интервью. Не думал, что отвечать на вопросы (а я люблю отвечать на вопросы гораздо больше, чем задавать их) будет так трудно. Проникся ещё большим уважением к участникам проекта.

Артём Сапегин в интернете:
Место жительства: Москва.
Интервью: Ира Кузнецова.
Опубликовано: 10 марта 2011 г.
28 голосов